Роль финансово-экономической службы в управлении организацией
В ходе осуществления организацией хозяйственной деятельности товарно-материальные ценности двигаются от поставщиков ресурсов к потребителям готовой продукции, при этом организация получает и расходует денежные средства. В большинстве организаций финансовая деятельность призвана обслуживать хозяйственную деятельность, обеспечивая бесперебойность технологического процесса; также существуют организации, где финансовая деятельность становится основной – коммерческие банки, страховые компании и т.д. Решения, принимаемые в финансовой сфере, влияют на экономическое положение организации, причем зачастую они оказываются важнее решений, касающихся сферы производства. Поэтому большое значение имеет создание в организации эффективной системы финансового управления.
Система финансового управления организацией, как правило, имеет три уровня (см. рис.).
Рис. Система финансового управления организацией
На нижнем уровне сосредоточены транзакционные системы, основной задачей которых является учет всех производимых в компании операций. На этом уровне происходит сбор первичной информации, касающейся деятельности компании. Транзакционный уровень включает в себя системы налогового, бухгалтерского и управленческого учета.
На среднем уровне находятся аналитические системы, которые агрегируют данные отдельных транзакций, совершаемых в компании, и превращают их в информацию, пригодную для аналитической обработки. Например, данные о единичной покупке, которую в тот или иной день совершил клиент, представляют собой отдельную транзакцию, фиксируемую в некоей транзакционной системе. Необработанные данные об отдельных транзакциях малопригодны для принятия каких-либо управленческих решений. Но если данные об отдельных операциях сгруппировать по временнóму, географическому, товарному или иному признаку, то полученная информация будет чрезвычайно полезна менеджеру. Статистика, отражающая различные тренды и зависимости (например, тренды продаж), является основой для принятия решений. Аналитический уровень включает в себя системы бюджетирования и управленческой отчетности.
И, наконец, на самом верхнем уровне располагаются стратегические системы, ориентированные на потребности среднего и высшего менеджмента компании. Главная задача данных систем – оперативно отражать степень достижения организацией своих стратегических целей. Такие системы должны в режиме реального времени (или приближающемся к нему) представлять состояние дел в компании по ключевым показателям деятельности как отдельных подразделений, так и компании в целом. К данному уровню стоит отнести систему ключевых показателей деятельности, а также систему сбалансированных показателей деятельности, хотя они и близки к системам аналитического уровня. Кроме того, на стратегическом уровне находятся различные мониторинговые системы, предназначенные для контроля деятельности предприятия по важнейшим показателям со стороны высшего менеджмента. К этой же категории стоит отнести и мониторинговые системы, контролирующие производственные (нефинансовые) показатели деятельности компании, поскольку они напрямую влияют на ее финансовое положение.
При построении системы управления компанией нельзя также забывать о том, что вся система финансового управления должна находится под постоянным мониторингом системы внутреннего контроля компании.
Система внутреннего контроля выполняет следующие функции:
1) анализ состояния системы финансового управления компанией;
2) определение степени управляемости компании;
3) обеспечение информационной прозрачности системы по отношению к принимаемым управленческим решениям;
4) снижение бизнес-рисков.
Но полноценная отдача от системы внутреннего контроля возможна только в случае ее организационно-функциональной независимости от объекта своего контроля. Это может достигаться, например, за счет подчинения системы внутреннего контроля аудиторскому комитету, состоящему из членов совета директоров компании.
Перечислим основные функции финансово-экономической службы:
1) координация разработки стратегических и текущих планов (бюджетов);
2) разработка перечня ключевых показателей деятельности компании (KPI);
3) согласование политики продаж: требования к покупателям, условия отгрузки, условия предоставления скидок, условия предоставления товарных кредитов, условия финансирования маркетинговых программ покупателей;
4) подготовка отчетности об исполнении планов, состоянии ключевых показателей;
5) мониторинг реализации стратегии компании, предложение мер коррекции отклонений;
6) обеспечение финансирования текущей и инвестиционной деятельности;
7) поддержка менеджмента, внутренний консалтинг;
8) согласование любых решений, имеющих финансовые последствия.
В современных условиях ключевую роль в увеличении стоимости компании начинают играть нематериальные активы. К ним можно отнести компетенции сотрудников, корпоративную культуру, IT-системы, менеджмент качества, CRM, бренд. Оценить стоимость этих активов крайне сложно. Более того, стоимость одного нематериального актива нельзя рассматривать в отрыве от других. Так, инвестиции в обучение персонала – это лишь одна из составляющих. Нужно думать также о развитии информационных технологий, бренда, сети сбыта, управленческих технологий внутри самой компании.
Сегодня значимость нематериальных активов в ряде отраслей такова, что традиционные бухгалтерские балансы не отражают их реальной ценности. Типичными примерами являются Coca Cola (напитки), Marlboro (сигареты), Levi’s (одежда), Microsoft (программное обеспечение), Harvard Business School (бизнес-образование). В такой ситуации менеджера выручают нестоимостные показатели: узнаваемость бренда, индекс удовлетворенности клиентов, скорость отдельных процессов и доля в них брака, балльная оценка управленческих систем (CRM, менеджмент качества, бюджетирование), индекс удовлетворенности персонала и т.д. Внедренные в компании управленческие системы (управленческий учет, бюджетирование, менеджмент качества, CRM и др.) также можно рассматривать как весьма ценные активы. Возможным индикатором их полезности зачастую служит оценка в баллах. Например, высокая полезность управленческого учета и отчетности может обозначать, что руководство компании получает достоверную, полную, в меру детализированную, сопоставимую, важную для принятия решений, читабельную и при этом не слишком затратную информацию.
Таким образом, финансово-экономическая служба играет весьма важную роль в управлении организацией. В современных условиях экономической нестабильности ее роль только увеличивается, она должна решать такие важные задачи как финансовый анализ и оценка налоговой нагрузки, оценка бизнеса и бюджетирование, определение вероятности банкротства и аудит управленческой отчетности. При этом важно не только создать эффективную структуру, но и наполнить ее высококвалифицированными специалистами или регулярно обращаться к услугам хорошо зарекомендовавшей себе консалтинговой компании.
ATRIS Consult