Главная >> Статьи >> Основные проблемы бюджетирования в российских компаниях >>

Основные проблемы бюджетирования в российских компаниях

В нашей стране термин «бюджетирование» вошел в профессиональный словарь специалистов по экономике и финансам сравнительно недавно, однако приобрел значительную популярность. Под бюджетированием понимается процесс подготовки и принятия системы финансовых планов организации, основанный на делегировании финансовой ответственности субъектам планирования внутри организации. Бюджетирование полезно любой организации, так как оно позволяет более прогнозируемо вести хозяйственную деятельность и постоянно оценивать достигнутые результаты. Ничего принципиально нового в разработке системы финансовых планов нет, однако практика показывает, что российские компании зачастую сталкиваются с серьезными проблемами бюджетирования.

Рассмотрим типичные ошибки, которые совершают российские организации на стадии проектирования и внедрения системы бюджетирования.

1. Отсутствие целей и задач у системы бюджетирования. Необходимо помнить, что система бюджетирования является средством, а не целью; следовательно, она должна служить достижению целей организации.

2. Отсутствие связи между бюджетами и оценкой результатов деятельности руководителей и сотрудников.

3. Неправильный выбор исполнителей бюджетных функций в подразделениях.

4. Недостаточная проработка необходимой аналитики (справочник статей ДДС, ДР, балансовых статей и пр.).

5. Использование различных аналитик учета и планирования.

6. Излишне сложные либо излишне упрощенные формы бюджетных заявок (операционных бюджетов).

7. Внедрение бюджетирования без необходимого обучения исполнителей в подразделениях.

8. Отсутствие возможности получения фактических бюджетных данных или их несвоевременное получение.

9. Отсутствие формализации и регламентации системы бюджетирования.

10. Внедрение бюджетирования «снизу».

Многие из этих ошибок являются следствием того, что зачастую разработчики систем бюджетирования, внедряемых на российских предприятиях, копируют западную систему, не адаптируя ее к российским реалиям. Чтобы сократить количество ошибок, необходимо придерживаться следующих важных принципов.

1. Принцип перехода от индикативного к директивному планированию (запланированные статьи расходов должны становиться обязательными для исполнения).

2. Принцип финансовой структуры (приоритет структуры распределения финансовых средств перед организационной структурой организации).

3. Принцип «скольжения» (одновременно должны составляться бюджеты на несколько лет вперед и на ближайший год, а также более подробные бюджеты на ближайшие четыре квартала).

4. Принцип детализации расходов (по каждой статье расходов должно быть ясно, на что тратятся деньги; за счет этого уменьшается риск нецелевого использования средств).

5. Принцип стандартности бюджета для всех подразделений (это должно позволить оптимизировать процедуру составления отчетности, а также обеспечить получение объективной и достаточно подробной информации).

6. Принцип обязательности исполнения утвержденного бюджета (утвержденный руководством бюджет приобретает силу приказа).

Одни фирмы успешно преодолевают возникающие проблемы и выстраивают эффективную систему бюджетирования, другие – постоянно пытаются исправить ошибки, но делают на этом пути новые промахи, третьи – окончательно отказываются от бюджетирования как от некоего модного средства, без которого, по их мнению, можно обойтись. Несомненно, система бюджетирования – эффективный инструмент, который при умелом использовании может внести существенный вклад в стабильное функционирование и развитие компании.

ATRIS Consult